Электронное обучение - – организация образовательной деятельности, отложенное во времени или в режиме реального времени взаимодействие обучающегося с педагогическим работником посредством использования баз данных, цифровых образовательных сервисов, инфор- мационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, при котором обучающийся самостоятельно выполняет задания в порядке, определенном педагогическим работником, в том числе для осуществления контроля усвоения материала, в целях освоения обучающимся учебных предметов, курсов и модулей, предусмотренных образовательной программой.
Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Современная цифровая образовательная среда позволяет
- Использовать прогрессивные формы и технологии обучения. Например, смешанную технологию, когда традиционный учебный процесс дополнен дистанционкой, элементы геймификации, различные онлайн-тренажеры – не только по подготовке к ГИА, и т. п.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс ребенка.
- Повысить уровень безопасности школьников, например, которым проблематично посещать занятия из-за здоровья.
- Построить индивидуальную образовательную траекторию обучения каждого ребенка, удовлетворив его персональные запросы.
- Автоматизировать процессы мониторинга и контроля результатов учебной и воспитательной деятельности школьников.
Во время дистанционного обучения все обучающиеся смогут удаленно присоединиться к урокам учителей через платформу Сферум, участвовать в совместной работе, а затем им необходимо будет выполнить домашнее задание и отправить учителю.
По всем возникающим вопросам ученик может обратиться к классному руководителю или связаться с учителем-предметником в личных сообщениях через мессенджер VК или на платформе Сферум. Возникающие у учащихся проблемы будем оперативно разрешать.
Основные платформы, с помощью которых будет организована работа:
С 1 сентября 2024 года вступает в силу Постановление правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 года № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее - Постановление).
Согласно пункту 9 Постановления для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация должна использовать государственные информационные системы, создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации указанных образовательных программ.
Одной из таких информационных систем является федеральная государственная информационная система «Моя школа» (далее- ФГИС «Моя школа»). Одной из задач ФГИС «Моя школа» является обеспечение эффективного взаимодействия и онлайн-коммуникаций пользователей в рамках образовательного процесса посредством иных информационных систем, включающих в том числе информационно-коммуникационную образовательную платформу «Сферум».
Правила для обучающихся при организации образовательной деятельности с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Необходимо понимать, что онлайн-урок — это прежде всего урок. Правила повеления, этические нормы, принятые на уроке, нужно соблюдать и на онлайн-уроке.
Главный на онлайн-уроке – учитель. Он определяет, когда и кто будет отвечать, демонстрировать свой экран и пр.
Чат – место для обмена мнениями, быстрых вопросов и ответов. Необходимо помнить, что чат – это общее пространство, где ваш разговор видят все, поэтому необходимо соблюдать общепринятые правила общения.
До начала урока (рекомендации по организации рабочего места):
- необходимо обеспечить удобное рабочее место, убрать все предметы, которые могут отвлечь от учебного процесса;
- создать в комнате тишину и рабочую обстановку;
- подготовить рабочий стол, письменные принадлежности, учебник, тетрадь и т.п.
- включить и проверить работоспособность камеры, микрофона, наушников, наличия интернет-соединения;
- в исключительных случаях, если нет возможности включить камеру, необходимо заранее предупредить учителя (классного руководителя) об имеющихся технических трудностях посредством сообщения в мессенджеры или SMS-сообщением;
- входить в программу/ на платформу, где будет проходить онлайн урок, необходимо за 10 минут до начала урока, обозначив свои имя и фамилию;
- не разрешается использовать аватары, входить на урок под чужим именем;
- не разрешается передавать свои персональные данные другим участникам образовательного процесса;
- внешний вид обучающегося должен соответствовать обстановке учебной деятельности.
Во время урока (правила поведения):
- не разрешается опаздывать, отвлекаться, уходить до завершения урока;
- не разрешается использовать жевательную резинку;
- нельзя выключать камеру (если нет технических трудностей) и включать микрофон без разрешения учителя (если по техническим причинам у обучающегося пропал звук, изображение или произошли другие сложности, он должен сообщить о технических проблемах учителю в доступной форме: мессенджеры, чат, SMS-сообщением и др.);
- использование мобильного телефона во время занятий не допускается (если мобильный телефон не является средством обучения); телефон и другие устройства, которые могут создавать помехи, должны быть отключены;
- не следует вести разговоры участниками урока на темы, которые не касаются темы урока (если ученику нужно что - либо уточнить, он может поднять руку, в том числе использовать значок поднятой руки);
- не разрешается сидеть на уроке развалившись; использовать бранные выражения;
- обучающийся должен выполнять учебные задания в соответствии с требованиями учителя, отвечать на поставленные вопросы и соблюдать правила бесконфликтного общения.
В случае технического сбоя или разъединения Интернет-соединения во время урока рекомендуется перезапустить приложение, а затем повторно подключиться к уроку, если не получится восстановить соединение, написать учителю или связаться с классным руководителем (группа класса в Viber, мессенджер в Сферум) и сообщить о проблеме. Если вам по каким-то причинам не удалось принять участие в онлайн-уроке, вы сможете просмотреть задания в электронном дневнике (группе класса, обратиться к учителю за заданием).